anlazz: (Default)
[personal profile] anlazz
В прошлом посте разбирался вопрос о том, имеет ли смысла пользоваться понятием «политаризма» - и по отношению к далекому прошлому. (И по отношению к прошлому недавнему –в частности, к СССР.) Однако вполне очевидно, что данный вопрос существует и по отношению к будущему. Более того, именно отношение к будущего и делает его актуальным. Поскольку иначе указанный «политаризм» можно было представить просто одной из экзотических исторических концепций. Но нет – эта самая модель оказывается связанной с одним крайне популярным заблуждением, причем заблуждением, практически не связанным с конкретной политической программой. И, более того, могущим иметь совершенно различный знак – то есть, быть и желательным и пугающим. Речь, разумеется, идет о том, что сейчас принято именовать «тоталитаризмом» - гипотетическим общественным устройством, существующим на «чистом» государственном насилии.

Согласно данной концепции, деспотическая власть предстает неким «абсолютным оружием», способным привести в жизнь любые проекты при помощи насилия. Не важно – «хорошие», т.е., ведущие к благу всех живущих. Или плохие, означающие лишь страдания. Важно, что это возможно, и, более того, рассматривается чуть ли не как единственно допустимый вариант. Скажем, те же правые – крайне любящие разглагольствовать о «правах личности», демократических выборах и прочих «антитоталитарных» вещах при любом подходе к «конкретике», к непосредственному выполнению работ мгновенно меняют свое мнение. И, скажем, в руководстве корпорациями никакой «демократии» не предполагают – только деспотическую власть вышестоящих. (Это, кстати, забавно проявляется в случае с нынешней «пенсионной реформой» - где ее сторонники прямо заявляют, что в подобных вопросах мнение «людей с улицы» имеет весьма слабое значение. Особенно хорошо это звучит в устах тех, кто не перестает обвинять СССР в «тоталитаризме».)

* * *

Впрочем, правые – они правые и есть, поэтому ожидать от них какого-то продуктивного взгляда было бы странным. Однако указанное «очарование тоталитаризма» охватывает и значительное количество левых. Которые подхватывают собственно, созданный антисоветчиками миф о том, что советское государство держалось на пресловутом «гулаге». Ну ладно – не только на «гулаге», однако на системе, насквозь пропитанной насилием, благодаря которому и был построен «социализм». Под коим подразумевается неопределенное общество, имеющее некие, кажущиеся полезными, свойства. Например – военную мощь. И хотя сейчас максима «нас тогда весь мир боялся - и поэтому было хорошо» уже уходит, но ее влияние на общественное сознание еще сохраняется. (Кстати, уходит она в том числе и потому, что современная российская армия чем дальше – тем сильнее становится. Что, однако, на жизнь большинства людей влияет очень слабо. Но даже теперь пресловутые «плакальщики по военной мощи» все еще остаются популярными.)

То же самое касается и других аспектов того, что сейчас принято именовать «красным имперством» - концепции, бывшей крайне популярной в 1990-2000 годах среди многих людей левых мировоззрений. Впоследствии на этом поднялся небезызвестный Кургинян – к коему в начале 2010 годов «прибилось» много российских левых. (Точнее, «левых».) Впрочем, теперь его популярность значительно упала – по описанным выше причинам. Однако указанным мифом о «тоталитаризме» оказались поражены не только «красные имперцы». Он охватил очень многих людей, в той или иной степени уверенных, что именно государственное насилие является тем «волшебным ключом», который позволит создать «общество будущего». Ну, или хотя бы осуществить модернизацию страны. (Впрочем, это опять к правым – поскольку это среди них встречаются любители Ли Куан Ю и прочих «прогрессивных диктаторов», вплоть до Пиночета.)

Разумеется, тут можно много говорить о том, что между «политаризмом» и «тоталитаризмом» есть существенная разница, что «политаризм» - это не о деспотии, а о собственности и т.д. Однако суть указанной концепции это не меняет: в любом случае предполагается, что человек может угнетать некая «бездушная машина». Не важно – восточное это царство, российское государство времен абсолютизма (сюда еще любят приписывать Ивана Грозного), «сталинизм» или «фашизм». Точнее нацизм – поскольку в данном случае подразумевается именно то общество, которое было построено в Третьем Рейхе. (Итальянцев парадоксальным образом из фашистов вычеркивают – ну какие они фашисты! А разного рода восточноевропейская «мелочь» никому не интересна.) Впрочем, как раз с фашистами-нацистами «тоталитарная модель» и дает сбой – а точнее, способна давать при условии, что ее воспринимает человек с кругозоров «выше среднего».

* * *

Поскольку реальный Третий Рейх представляет собой практически типичное буржуазное общество. Ну, с очевидными поправками на то, что большую часть времени он просуществовал в условиях Мировой войны. (Однако даже в этом плане данное государство поражает довольно сильным сходством с … Рейхом Вторым так же в подобном состоянии. Разумеется, если брать реальное общество, а не созданный антигерманской пропагандой образ.) То есть – в данном государстве существовали все необходимые атрибуты капиталистического мира. Включая самый главный - частную собственность, в том числе – и крупную. Работали банки, биржи, делались займы. (Собственно, именно последние были практически ключом к политике данного государства – но об это надо говорить отдельно.) В общем, текла практически не отличающаяся от «обычной» жизнь. Настолько, что вплоть до начала Второй Мировой войны европейский обыватель даже не задумывался о том, что в Германии существует что-то инфернальное. (Ну, а во время войны, понятное дело, врага демонизируют всегда.)

Нет, были, конечно Нюрнбергские законы и политическая полиция. Были концентрационные лагеря и довольно специфическая политическая система с запретом всех политических партий, кроме НСДАП. Однако все это находилось в рамках… буржуазной нормы. Ну да – Гитлер был диктатором, однако где-то во главе государства вообще находился монарх, да еще и не ограниченный конституцией. (Не будем указывать пальцем, но это «где-то» - Великобритания.) Была дискриминация евреев – но в тех же США в то же самое время линчевали негров. Да и та же Британия с жителями Индии поступала не сказать, чтобы особо гуманно. Что же касается концлагерей, то свой зловещий смысл они получили уже потом – до того насильственное помещение части населения в отдельные места выглядели довольно разумным. (Скажем, те же индейские резервации в США, хотя в реальности примеров было больше.) Ну, а про запрет партий и профсоюзов говорить смешно, поскольку те же коммунисты в указанное время были много где вне закона. Да и вообще, истинный смысл «двухпартийной системы» был известен практически всем еще с позапрошлого века.

Так что было бы странным удивляться тому, что до 1939 года Третий Рейх был отнюдь не изгоем в «семье цивилизованных народов». Настолько, что даже из Лиги Наций вышел сам, поскольку никто даже не думал его оттуда выгонять. И лишь прямое столкновение интересов данного государства с интересами иных капиталистических держав сменило господствующую в мире точку зрения на него. Ну да – в 1939 году Германия «перевоевывала» года 1918, когда ее поражение просто выкинула германских производителей с большинства рынков. Теперь они брали реванш – поэтому неудивительно, что практически везде в завоеванных странах наблюдалось одно и то же. А именно – или переход производства в руки немецкого капитала, или уничтожение его, с переходом данной территории на колониальный статус. Подобный тому, что происходило, скажем, с британской Индией, где местная текстильная промышленность была просто уничтожена – для обеспечения возможности продаж британцам, и единственная роль, которая допускалась для нее – это роль поставщика дешевого сырья. Ну, и еще поставщика дешевой неквалифицированной рабочей силы, не имеющей даже ничтожной способности к бунту – то есть, практически рабов. (Скажем, те же индусы британцами в значительных количествах завозились в будущую ЮАР.) Да и пресловутая «аризация еврейской собственности» в реальности значила ни что иное, как перевод ее в руки… «правильных предпринимателей». Фактически же – немецких финансовых кругов. (Кстати, без понимания этого факта сложно понять знаменитое определение Димитрова – в той части, где говориться о «диктатуре финансового капитала».)

* * *

То есть, гипотетический «мир по нацистски» - если отбросить всю эту идеологически- пропагандистскую шелуху – представлял собой тот же самый Pax Britanica, только с Германией в главной роли. Но, разумеется, признавать подобное положение со стороны капиталистических противников Третьего Рейха было бы смешно – вот и был создан образ некоей «Темной Империи». (Кстати, именно им вдохновлялся Толкиен при создании образа своего Мордора – хотя в реальности он имел «дело» с немцами еще в прошлую войну.) Тем не менее, образ этого самого Мордора быстро рассыпается при рассмотрении реальных материалов времен Третьего Рейха – где буржуазность просто зашкаливает. (Ну, опять-таки, с учетом того, что оно большую часть времени существовало в условиях Мировой войны. Во время которой и «нормальные» буржуазные государства кажутся «тоталитарными» - в идеологическом плане, и в плане экономическом.)

Короче, оказывается, что «зловещий фашизм» (то есть, нацизм) на поверку оказывается тем же самом миром крупных собственников, полностью подчинившим государство своим интересам. Ну и самое главное – эти самые собственники оказались способными легко выбросить всю эту идеологическую чепуху тогда, когда это стало нужным. (То есть – после поражения Германии в 1945 году, когда верхушка нацистов была повешена или «самовыпилилась».) Поскольку основа Третьего Рейха – финансово-промышленная система – тогда уцелела, хотя и вынуждена была признать подчиненное положение по отношению к США. (Однако при этом последние так же вынуждены были предоставить немецкому капиталу некие возможности – при учете опасности грядущей Революции в виде «тени СССР».) Итогом данного процесса стало относительно быстрое восстановление германской (западногерманской) экономики и выход ее на ведущие позиции в мире. Впрочем, указанный момент уже выходит за рамки нашего обсуждения, поэтому тут, следует только указать на тот факт, что в реальности за все время своего существования Третий Рейх ни разу не выходил за пределы «нормального» империалистического мироустройства.

То есть - главным источником бед для немцев в частности, и для всего человечества вообще в данном случае служила не мифическая «общегрупповая собственность», а «обычный» германский капитал, ведущий «обычную» свою политику. (Хотя практически все послевоенное время подобный момент и старались стереть из истории.) Ну или – если инвертировать ситуацию – основой для немецкой военной мощи и мощи вообще послужило именно капиталистическое-империалистическое устройство экономики, с его возможностью максимальным образом концентрировать капитал. С основанием в виде кредитно-финансовая системы – в том смысле, что именно займы, которые давались государству банками, позволили последнему вложить множество средств в производство вооружений и иные необходимые отрасли. Правда, именно поэтому эти самые займы государство неизбежно должно было «отработать» в виде неизбежной же Мировой войны. Но кого когда это волновало в мире – собственно, перед Первой Мировой войной экономика развивалась практически тем же самым образом. Ну да – еще «решение еврейского вопроса» и «аризация» - но это, если честно, мелочи. («А у вас негров линчуют».)

* * *

В итоге самый яркий пример «тоталитаризма-политаризма» на самом деле оказывается всего лишь пропагандисткой агиткой, скрывающей «обычный империализм». И да – если бы Гитлер победил, то его политика рассматривалась бы в учебниках, как результат одной из самых эффективных экономических моделей. Причем вовсе не из-за подобострастного отношения к «фюреру германской нации», а просто потому, что если бы это случилось, то дело обстояло бы именно так. Впрочем, как известно, Гитлер не победил – продемонстрировав таким образом обратную ситуацию. (Наверное, тут нет смысла утверждать, что события уровня Победы 1945 года быть не могут случайными, а, напротив, демонстрируют глубинные свойства Вселенной.)

В любом случае можно сказать. что если бы не потребности в пропаганде – уже антисоветской – то данную тему можно было бы честно закрыть. То есть – сказать, что не может быть тоталитаризма без кавычек, то есть, общества, реально построенного на данном принципе. Но поскольку Вторая Мировая война после завершения поставила Запад перед потребностью в соперничестве с новым обществом, с СССР – то миф о «тоталитаризме» был не выброшен, а, напротив, принят в качестве основного. И «усилен», усовершенствован – причем уже вне всякой связи с реальностью. Однако это, понятное дело, совершенно иной вопрос – и разбирать его нужно отдельно. Тут же, завершая пост, стоит отметить только то, что нам в текущей ситуации нужны не мифы – нужно именно понимание действительного устройства мира. А значит надо отбросить всю эту «тоталитарную шелуху» и обратить внимание на действительно значимые вещи. И, прежде всего, на экономику –но это, понятное дело, тема уже иного разговора…


This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

anlazz: (Default)
anlazz

April 2023

S M T W T F S
       1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 1112 13 14 15
16 17 1819 2021 22
23 24 2526272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 9th, 2025 02:37 pm
Powered by Dreamwidth Studios