
Например, можно понять, что одной из главных особенностей современной урбанистики выступает восприятие городов, как некоего «общественного пространства». На первый взгляд, конечно, это звучит логично: ну, в самом деле, чем же являются улицы городов, если не местом, принадлежащим всему обществу? Однако это только на первый взгляд, поскольку «общественное пространство» с т.з. «урбанистики» - это не просто общественное пространство, а особая форма организации деятельности людей, происходящей там. Скажем, городские улицы в рамках данной концепции рассматриваются, как место рекреации, место творчества или иных дел. Впрочем, на самом деле и это может показаться достаточно логичным. Если бы не одно но.
* * *
Состоящее в том, что такое использование городских улиц в действительности вряд ли можно назвать серьезной новацией. Точнее наоборот: улицы города или иного поселения были «общественным пространством» с древнейших времен. Поскольку именно тут происходила большая часть «общественно-значимых явлений» - начиная от торговли и заканчивая празднествами. На улицах (и ставших их «расширением» городских площадях) вершились политические акты: скажем, зачитывались государственные указы, творился суд над преступниками. На них же обосновывалась большая часть «творческих субъектов» - уличных музыкантов, артистов, певцов. Наконец, некоторые люди всю свою жизнь проживали именно на улице – у нас, правда, это было тяжело по известным причинам, а вот в «просвещенной Европе» уличные обитатели существовали в огромном количестве. (К данному моменту, кстати, мы еще вернемся в самом конце.)
Таким образом, именно «общественное пространство» считалось основным признаком городского устройства где-то до начала ХХ века. Но уже в начале XIX столетия стало понятным, что подобная картина имеет и очевидные недостатки( Read more... )