anlazz: (Default)
[personal profile] anlazz
В общем, по поводу т.н. «постсоветского пространства» (за исключением России) в плане его развития в недалеком будущем стоит сказать только одно. А именно: то, что, по большому счету, эти «планы» не сулят данному «месту» особо приятных изменений, скорее наоборот. (Хотя и самых неприятных сценариев, вроде распада на несколько кусков или радела соседями так же не стоит опасаться.)

Дело в том, что сейчас уже совершенно очевидно, что «самостоятельное» развитие небольших по размеру стран в условиях современной системы производства – требующей высокого уровня разделения труда – практически невозможно. Это в прошлом, когда основой экономики было традиционное крестьянское хозяйство, могли существовать «независимые политические единицы» размерами в нескольку сотен квадратных километров. Однако уже в начале промышленной революции ситуация резко изменилась – в том смысле, что для функционирования экономических систем стало необходимым наличие множества сложных производств, которые могли существовать только при наличии доступного для них рынка сбыта.

Это привело к образованию крупных государств и империй – Италии, Германии (Второго Рейха), Австро-Венгрии – вместо существовавших отдельно небольших королевств и княжеств. (Впрочем, и уже существовавшие до того империи принялись активно расти, охватив практически весь мир.) А затем – когда и этот уровень объединения оказался недостаточным – та же необходимость стала основанием столкновения между уже созданными империями и большими государствами. Т.е., к Мировым войнам.

* * *

Впрочем, все это хорошо известно. Равно, как хорошо известно и то, что в «межвоенное» время была предпринята попытка вернуть мир в «доимпериалистическую эпоху» - в том смысле, что тогда на месте проигравших империй были созданы т.н. «национальные государства». Которые, формально, должны были существовать в рамках своих границ, а экономическую деятельность обеспечивать посредством пресловутой «свободы торговли». (И да – сюда же можно отнести и пресловутых «лимитрофов», главная роль которых состояла в том, что они создавали «санитарный кордон» между «цивилизованным миром» и жуткой «Совдепией».) Однако судьба подобной «мировой архитектуры» с самого начала оказалась обреченной. В том смысле, что подобное мироустройство просуществовало не более 20 лет – если считать с 1919 года:  уже в 1938 году произошел аншлюс Австрии и раздел Чехословакии. Которые полностью похоронили указанный миропорядок. (А заодно – стали основанием для начала новой Мировой войны.)

Причины этого понятны: сохранять существование капитализма при наличии пределов роста невозможно. Особенно для такой страны, как Германия, которая – даже несмотря на все ограничения и репарации – смогла сохранить развитую империалистическую производственную структуру. Впрочем, если честно – то  одной Германией тут дело не ограничивалось:  любое государство, которое выходило на более-менее высокий уровень развития, неизбежно должно было думать о захватах новых территорий. Поэтому вряд ли кого удивляет, что та же Польша строила наполеоновские планы по захвату СССР. (Да и в плане раздела Чехословакии Польше так же сыграла серьезную роль.)

В общем, идея возвращения к системе национальных государств в конце 1930 годов потерпела однозначное фиаско. Поэтому неудивительно, что после завершения Второй Мировой войны – а точнее, еще до ее формального конца, во время Ялтинской конференции – разговор с самого начала пошел о фактическом «разделе мира» между державами-победительницами. Разумеется, формально суверенитет «малых стран» при этом сохранялся (более того, его восстановление декларировалось одной из основных целей нового мироустройства) однако реально все понимали, что в итоге должно получиться. На этом фоне тот факт, что мир после завершения Второй Мировой войны оказался миром, в котором господствовало «два блока» - условный американский и советский – мало у кого вызывал удивление.

* * *

Впрочем, подробно рассматривать эволюцию послевоенной политики и экономики надо отдельно – поскольку это очень и очень интересный и неоднозначный процесс. (Что стоит, например, создание «азиатского экономического кластера», который был организован США ради противостояния с СССР,  включая и такой момент, как включение в него Китая после смерти Мао Цзедуна.) Поэтому тут можно отметить только тот факт, что в указанный период говорить о какой-либо «независимости» стало невозможно не только для «малых государств» - вроде Швеции или Польши – но и для «монстров второго порядка», таких, как Германия или даже Великобритания. (Наверное, тут можно еще упомянуть Бреттон-Вудскую и сменившую ее Ямайскую систему, которые, по сути, окончательно положили конец экономической свободе отдельных стран._ Но это будут уже излишние подробности.

Поскольку главное, что можно извлечь из всего вышесказанного – так это то, что, во-первых, с самого начала развития капитализма в мире господствовал процесс укрупнения государств. Ну, а во-вторых, то, что данный процесс происходил не по неким «внутренним основаниям» - вроде того, что находящиеся рядом страны должны когда-то «слиться» в одно государство, а исключительно по экономическим основаниям. То есть, потому, что крупное государство представляет собой более крупный рынок, что позволяет обеспечить более совершенную производственную систему. Последнее же – в определенной мере – позволяло улучшить жизнь людей. Нет, разумеется, не всех: скажем, для той же Индии или Китая «империалистическая глобализация» привела к обратному процессы. Но для европейских государств можно было говорить именно об улучшении. (Впрочем, послевоенное развитие мира – с его усиленной «советизацией», т.е., ростом числе доступных социальных благ под воздействием влияния СССР – наблюдалось и за пределами «развитых стран».)

Все это создавало известную иллюзию того, что «вхождение в Запад» есть однозначное благо. («Вхождение в Восток» - сиречь в «советскую зону влияния» - разумеется, не рассматривалось по известным причинам.) Именно поэтому  после катастрофы 1980 годов года – т.е., распада «советского блока», а затем и самого СССР – среди «новообразованных» государств главной идеей развития будущего стала идея «вхождения в Европу». (О причинах указанной катастрофы и распада СССР в рамках поставленной темы говорить тут нет смысла.)

А можно только констатировать тот факт, что основная стратегия, выбранная «новыми независимыми государствами», на указанный момент выглядела предельно просто: обрести независимость (от «ужасного совка»), и после этого войти в состав Европы. (По географическим причинам войти в состав США было невозможно.) Ну, а вследствие этого, разумеется – повысить свой уровень жизни. (По причинам, указанным выше – впрочем, тогда мало кто задумывался о типе производства.) Причем, вначале можно было подумать, что некоторым это удалось – в том смысле, что та же Восточная Европа (и даже страны Прибалтики) действительно оказались не только включенными (формально) в состав Евросоюза, но и получили от этого определенные преференции…

* * *

Однако дальнейшее развитие ситуации оказалось гораздо менее однозначным. Поскольку, во-первых, оказалось, что в условиях, когда рынки почти открыты – а «новые независимые государства» первое, что сделали в своей политике, так это объявили полную свободу торговли – особого смысла в присоединении новых территорий нет. (Поэтому вместо радостных объятий со стороны ЕС им пришлось выслушивать множество претензий и требований.) Ну, а во-вторых, оказалось, что в действительности рост уровня жизни даже при росте экономики на самом деле представляет собой крайне неоднозначный процесс. (Поскольку, как уже говорилось, он имеет отношение не столько к экономике в целом, сколько к развитию производства. В том смысле, что он имеет место только при требовании высокого уровня квалификации – а для жителей «новых государств» высококвалифицированных рабочих мест было не сказать, чтобы много.)

Впрочем, поскольку в 1990 годы «советизация мира» еще действовала – в том смысле, что высокий уровень социального обеспечения выглядел еще общепринятым – то первые вступившие на путь «евроинтеграции» страны – такие, как Польша или Чехословакия – действительно смогли довести свой уровень жизни до «нижнего европейского предела». Но для той же Болгарии, Румынии или Прибалтики это оказалось уже невозможным. Что же касается государств «второго эшелона» - вроде Молдавии, Грузии или той же Украины – то их судьба в подобном плане, разумеется, стала еще печальнее.

Однако и это еще не самое интересное из всего того, что можно сказать про судьбу «малых стран» в настоящее время. В том смысле, что вышесказанное – как оказывается – это еще не самые серьезные из тех проблем, что могут стоят перед данными государствами. Поскольку происходящий сейчас переход мира из периода экономического развития – в котором он находился со времен XVIII века – в период стагнации и кризиса (т.е., того, что и характеризует нынешнее положение) способно привести к гораздо более неприятной ситуации. Но об этом будет сказано уже в следующей части…

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

anlazz: (Default)
anlazz

April 2023

S M T W T F S
       1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 1112 13 14 15
16 17 1819 2021 22
23 24 2526272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 11th, 2025 04:48 am
Powered by Dreamwidth Studios