anlazz: (Default)
[personal profile] anlazz
Итак, в прошлом посте было сказано, что, вопреки привычным представлениям, для перехода к «неосолидарному» устройству никакого «нового человека» - то есть, человека, у которого бы были полностью подавлены «животные инстинкты» - вовсе не требуются. Поскольку никаких «животных инстинктов» у человека и так нет. (Если не считать то, что именуется под последним пониманием в биологии – т.е. «совокупность врождённых тенденций и стремлений, выражающихся в форме сложного автоматического поведения». Именно врожденных – что ключевое в указанном понятии.) А то, что обыкновенно принимается за таковые – скажем, потребность в иерархии или собственности – является абсолютно социальным явлением, необходимым для выживания в конкурентно-иерархическом мире. Таковыми чисто социальными вещами являлись, например, пресловутые «блатные понятия» - вроде отвращения к труду и желанию «жить за чужой счет» – которые господствовали в сознании воспитанников, приходящих в коммуны Макаренко. И которые для большинства педагогов того времени казались неустранимыми или, в лучшем случае, трудно устранимыми. (Если вести речь о представителях «гуманистической педагогики».)

Именно поэтому практически все (!) время существования коммун происходящие там процессы – то есть, очень быстрая «перековка» бывших воров и попрошаек в честных тружеников – для представителей «педсообщества» казались невозможной. Причем, настолько, что «органы педагогического надзора» постоянно присылали в коммуны комиссии, должные доказать, что Макаренко или просто «вешает лапшу на уши». Или же – что выглядело «последней соломинкой» для сохранения привычных представлений – бьет и тиранит своих подопечных. (Как это вообще можно делать при условии, что персонал коммун был минимален, а охраны вообще не предполагалось изначально – тогда не задумывались.) Однако никаких «отклонений» эти комиссии, как можно догадаться, традиционно не находили – что, очевидно, приводило «наркомпросевцев» в полное замешательство. (И они продолжали усиливать давление на педагога – в результате чего единственным способом защитить коммуны от постоянных проверок стал переход Макаренко под покровительство «чекистов». (ВЧК-ГПУ-НКВД.)

* * *

Кстати, последние – как это не парадоксально звучит – к указанному «перерождению» относились гораздо спокойнее. Дело в том, что они сами наблюдали подобные процессы – конечно, в гораздо менее ярком виде, но зато в гораздо более широком масштабе. Речь идет о явлении, которое сейчас принято именовать «ликвидацией бандитизма», в период Гражданской войны крайне распространенного по территории страны. О сути этого самого бандитизма и о его генезисе, кстати, очень хорошо написано у Шолохова в «Тихом Доне» -но, в любом случае, это было огромное количество вооруженных людей, готовых воевать с любой властью. Тем не менее, данную беду удалось тогда преодолеть – и сделать это довольно мирно. (На самом деле, «немирный» вариант Советская власть тогда просто не перенесла бы – по причине критической нехватки сил.) В результате чего люди, еще недавно не боявшиеся ни пули, ни сабли, и устраивавшие дерзкие налеты, в большинстве случаев просто «сдавали оружие». (Разумеется, не все: огромное количество винтовок и даже пулеметов было спрятано так, что их находили еще в 1970 годы – но это было достаточным для декларации своих намерений.) И переходили к «обычной» крестьянской жизни. Разумеется, не обходилось без эксцессов – однако, как уже было сказано, реальным основанием «замирения страны» было не насилие, а именно договоренности.

Кстати, как пишет сам Антон Семенович, огромное количество «воспитанников» к нему приходило именно из ликвидируемых банд – то есть, по сути, это были не просто беспризорники, а малолетние бандиты. Но, в любом случае, можно сказать, что в отличие от педагогов, для военных –а «чекисты» того времени были военными, прошедшими через Гражданскую войну –подобная смена «типа поведения» с деструктивного на конструктивное не казалась необычной. И единственное, чем отличалась ситуация в коммунах ь от ситуации в стране – это более высокий «КПД» данного перехода. Поскольку, во-первых, у Макаренко «перековывались» практически все пришедшие. (Количество людей, ушедших из коммун, составляло менее 1%.) А, во-вторых, речь тут шла об изменении психики людей – кстати, подростки 14-16 лет в указанный период считались вполне взрослыми – открыто связывающих себя с деструктивной «блатной культурой». Поэтому для «чекистов» макаренковские коммуны выглядели явлением крайне эффективным и очень полезными – ведь в случае «неудачи» с «браком» им пришлось бы все равно иметь дело, но уже на ином уровне. (Именно с этим была связана из поддержка педагога.)

И да – говоря о «чекистах», стоит понимать, что речь тут идет о людях 1920 годов. (Как уже было сказано, очень хорошо помнящих Гражданскую войну – а по сути, и Первую Мировую, и Революцию – и благодаря этому прекрасно представляющих истинную цену различных «норм и правил», включая иерархические. Ко второй половине 1930 годов это отношение изменилось, что и стало одним из условий уничтожения макаренковской системы. Впрочем, реально причин было несколько: тут и ликвидация беспризорников – благодаря чему необходимость подобных учреждений стала довольно неочевидной; и общие успехи в плане ликвидации безграмотности – что банально снизило «общественную ценность» педагогики, как таковой; и, наконец, надвигающаяся Мировая война, сделавшая ценным «чистое производство». (Из-за чего та же «Коммуна имени Дзержинского» была преобразована в «Харьковский комбинат НКВД СССР имени Дзержинского» - т.е., в чисто производственное учреждение, безо всяких «педагогических приложений». Поскольку в тот момент фототехника была важнее, нежели воспитание.)

* * *

То есть – можно сказать, что коммуны Макаренко прошли ровно тот же путь, что и СССР, как таковой. В том смысле, что приведя к ликвидации открыто деструктивных явлений – таковых, как беспризорность и малолетняя преступность – они стали для страны «избыточными», слишком эффективными, и одновременно – совершенно не вписывающимися во все сильнее охватывающую страну иерархию. В результате чего были не то, чтобы с радостью «уничтожены» - а скорее, «преобразованы» во что-то, более вписывающееся в текущие государственные структуры. То есть – приведены к чему то более понятному: в случае с «Коммуной имени Дзержинского» - к «нормальному» заводу, в случае с «Колонией имени Горького» - к классическому «исправительному учреждению». (Как не печально это прозвучит – но в тех условиях тюрьмы так же были необходимыми.)

Однако именно в подобном печальном конце «макаренковской педагогики», а так же, описанных причинах этого конца и лежит ключ к пониманию того, что же реально заставляет людей выбирать «путь деструктора». Хотя само их сознание – как уже говорилось – «настроено» исключительно на конструктив. (И для подавляющего большинства людей эмулировать «естественное звериное поведение» получается с огромным трудом – что ведет к колоссальным затратам личных «психических сил», высокому уровню «обыденной усталости», и, в конечном итоге – к росту психических расстройств.) Разумеется, речь идет о структуре производства – для которого как раз указанные причины деструкции на определенном уровне оказывается крайне необходимыми. Это можно сказать и о иерархии – как уже не раз говорилось, связанной именно с тем фактом, что производительность труда растет тем больше, чем больше разделение этого самого труда. И о конкуренции – которая позволяет обеспечивать высокий уровень «сменяемости технологий», благодаря чему технический прогресс индустриального общества XIX-первой половины XX веков оказывается на порядок выше, нежели за все последующее время.

Именно поэтому любой социум, имеющий смысл в своем выживании – включая СССР – неизбежно должен был хоть как-то создавать у себя конкурентно-иерархические структуры. Несмотря на все отрицательные качества последних. (Собственно, главный успех СССР тут состоял именно в том, что его путь позволял «эмулировать» модерн, значительно ограничивая его отрицательные стороны. Но, разумеется, об этом надо говорить отдельно.) Тут же стоит указать на несколько другой аспект проблемы – а именно, на то, что подобные преимущества конкурентно-иерархического устройства с исторической точки зрения оказываются временными. И уже ко второй половине XX столетия очевидным становится то, что ставка на конкурентно-иерархическое устройство во всех областях жизни приносит лишь кратковременный выигрыш – одновременно ведя к долговременным потерям. В частности, именно конкурентно-иерархическая организация мира, доведенная до своей вершины в рамках т.н. империалистического государства, неизбежно ведет к войнам. И не просто к войнам – а к войнам Мировым. (Войны «локальные» возникают с самого начала разложения первобытной общины, т.е., возникновения классовых отношений. И, кстати, с самого же начала они воспринимаются, как «отклонение от нормы», как чистая деструкция – однако устраненными быть не могут.)

* * *

Впрочем, и помимо Мировых войн у империалистического общества оказывается столько проблем, что они полностью перевешивают все его преимущества. А значит, вся эта «игра в хищников» полностью теряет смысл. Впрочем, для того, чтобы избавиться от морока последних двух столетий – а именно, идеи о том, что «победа лучших есть лучшее для общества» - так же требуется достаточно длительное время. И реальное возвращение к солидарному устройству – пускай и на новых основаниях, как это было сделано в СССР – оказывается крайне «непрямым и неоднозначным». Полным разного рода «зигзагов» - как это произошло с возникновением и развитие советской номенклатуры, и даже очевидных «откатов» - подобных нынешней «реставрации капитализма». Однако, в любом случае, это процесс восходящий, поскольку, как уже говорилось, конкурентно-иерархическая система сама по себе враждебна человеческому разуму, и может строиться только на его разрушении. А значит, для того, чтобы обеспечить существование человечества, она обязательно должна быть ликвидирована.

И реально вся «классовая история» - начиная с древних деспотий и заканчивая империалистическими сверхдержавами – выступает просто незначительным отклонением от общего движения человеческого развития, ничтожным эпизодом между сотнями тысяч лет «первоначального» солидарного общества, и «последующего» солидарного общества. Но, разумеется, говорить о всем этом надо отдельно…


This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

anlazz: (Default)
anlazz

April 2023

S M T W T F S
       1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 1112 13 14 15
16 17 1819 2021 22
23 24 2526272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 13th, 2025 10:52 pm
Powered by Dreamwidth Studios