
Наверное, тут не надо говорить, что основной особенностью данного положения признается активное использование, создание и совершенствование разнообразных технических устройств – инструментов, механизмов, машин и т.д. А так же – не менее активное занятие исследованием окружающего мира, т.е. наукой. На самом деле с последними утверждениями так же вряд ли имеет смысл спорить – поскольку они совершенно верны: и наука, и техника действительно активно развивались в последние пару веков. Однако то высокое место, на которое занятия Розов и прочие «правые прогрессисты» ставят данные занятия, вряд ли когда существовало в реальности. Поскольку определяющую роль даже для описанного периода (XVIII-XX столетий) играли вовсе не они, а гораздо более прозаические, и при этом крайне древние «человеческие сущности».
* * *
А именно: манипуляция и насилие. Поскольку именно эти достопочтенные искусства обеспечивали и до сих пор обеспечивают самое главное – согласование действия миллионов представителей рода человеческого. (Что, собственно, и является главным смыслом цивилизации, как таковой.) Иначе говоря, все, что создано в современном мире, создается не только, и не столько наукой и техникой, сколько наличием указанных социальных механизмов. Которые мало чем отличается от того, что было двести или даже две тысячи лет назад, когда первые цари начали повелевать первыми рабами. Поскольку, конечно, замена мотыги на трактор важна – но гораздо менее важна, нежели то, что и тот и другой инструмент имеет смысл только при использовании в рамках огромных производственных систем, в которые входит огромное количество людей. Принуждаемых к действиям некоей внешней могущественной волей. Единственная разница тут состоит в том, что «мир трактора» в подобном смысле на порядки сложнее «мира мотыги» – поскольку, если при мотыжном земледелии для поддержания имеющегося производства со всеми его плотинами и каналами было достаточно десятков тысяч людей, то сегодняшнее его состояния требует десятков миллионов. (С учетом того, что надо выплавить сталь для трактора, добыть и переработать нефть для его заправки и т.д.)
Разумеется, в современном мире этой самое принуждение несколько завуалировано - в том смысле, что вместо надсмотрщика с кнутом присутствует телевизор с долларом. Но смысл его остается прежним – заставлять этих самых десятков миллионов людей заниматься такими вещами, которые им, по большому счету, не интересны. В смысле – лезть в шахты, стоять у станка, работать на стройке, крутить «баранку» на дороге и т.д. А так же – менять свою жизнь, переезжать в другой город или, даже другую страну ради того, чтобы заниматься подобными делами, поскольку «у себя дома» работы не хватает. А так же – «подстраивать» под данную необходимость всю свою личную жизнь: знакомиться или не знакомиться с женщинами, жениться или не жениться, заводить или не заводить детей и т.д. Все это определяется исключительно «трудовой необходимостью». Причем, все это происходит в полнейшей иллюзии «добровольности» данного действа( Read more... )