anlazz: (Default)
[personal profile] anlazz
Итак, жизнь «белого человека», как носителя ценностей просвещения и прогресса – он же обитатель «Золотого миллиарда» - всегда и везде была лучше, нежели жизнь человека «небелого». Для нашего современника, да еще и обитающего на постсоветском пространстве, подобная мысль звучит, как аксиома – вне того, считает ли он себя «либералом-западником», «государственником-консерватором» или «патриотом». (Другое дело, что «патриот» рассматривает проживание «в этой стране» как подвиг, а «либерал» - как наказание.) Ну, и разумеется, у разных категория существуют разные ответы на вопрос о том, почему же на Западе жить лучше. Например, тот же «либерал» готов биться в истерике, доказывая, что основание европейского процветания лежит в том, что там создана «правильная система». Т.е., демократия, толерантность и система поддержки креативности в совокупности с любовью к ЛГБТ. (Ранее указанное место занимала «протестантская этика», но теперь ее почти не поминают.) Все это с т.з. «либерала» и обеспечивает тот высокий уровень производительности труда, что – по его мнению – присущ Западу.

Данная идея – как уже говорилось в прошлой части – была в свое время крайне популярной. (Ну, за исключением упоминания ЛГБТ, разумеется – которые «вошли» в указанный «либеральный минимум» лишь с 2000 годов.) Более того – она породила особую практику, которую традиционно принято именовать «вестернизацией», и которая сводится именно к максимально полному копированию европейских институтов – начиная с системы капиталистического производства и заканчивая демократической формой власти. Причем, что удивительно – одно время можно было даже наблюдать успех, который эта «вестернизация» давала. В том смысле, что вчерашние колонии действительно, оказывались способными к производству довольно сложных изделий – скажем, автомобилей или радиоэлектроники – и к повышению уровня жизни населения. Однако все это работало только до определенного времени – условно говоря, до середины 1980 годов. (Когда казалось, что еще немного – и мир «сольется» в единую западноподобную систему, где все будут работать и жить примерно одинаково.)

Надо ли говорить, что никто ни во что ни слился – а точнее, наоборот. В том смысле, что чем дальше мы уходим от упомянутой середины 1980, тем явственнее становятся различия между «богатыми» и «бедными» странами. Вне всякой связи, какая там форма демократии, и насколько высока там сексуальная свобода. (Точнее наоборот – чем меньше уровень жизни, тем менее актуальными становятся указанные категории.) Особенно же очевидным крах представлений о «вестернизации» после того, как ее попытались провести на территории бывшего СССР. Разумеется, сейчас очевидно, что даже в случае полной правоты указанной идеи сама мысль о ее проведении тут выглядела бредом – по той простой причине, что строить модернизированное государство в модернизированном государстве невозможно. Тем не менее, итог этого был закономернейший: провал идеи «создать в России (на Украине, Белоруссии и т.д.) Запад привел к тому, что «либералы» с подобной идеей оказались в полной изоляции.

* * *

И на смену их представлениям о том, что «благость» Западу создают указанные выше институты – начиная с демократии и заканчивая ЛГБТ-терпимостью – пришли представления условных «патриотов». (Разумеется, речь идет о представлениях, господствующих в общественном сознании – поскольку даже сейчас существует ряд людей, которые продолжают верить в «благие институты». Вот только количество их минимально даже среди сторонников «либерализма».) Согласно которой Запад – а точнее сказать, население развитых стран – живет хорошо потому, что «грабит весь мир». Надо сказать, что указанное представление было далеко не новым – поскольку, как уже говорилось в прошлой части, «золотой век» колониализма с его идеей о «бремени белых», закончился где-то в начале 1950 годов.

Собственно, с этого момента представление о том, что «европейские страны» в свое время вели себя, мягко говоря, не особенно хорошо, начало входить в западное общественное сознание. Особенно сильно «повезло» испанцам, за которыми закрепился образ жестоких колонизаторов, работорговцев и уничтожителей целых племен. (Сказалось то, что эта «модель» возникла раньше всех –в 19 столетии, хотя первые ее «наметки» делались еще в рамках «войны за испанское наследство».) Впрочем, доставалось и англичанам – особенно за Индию. (В связи с тем, что указанная страна в постколониальный период стала «лакомым куском» для распространения влияния обеих сверхдержав.) Ну, и разумеется, «последние» колониальные войны – вроде того что творилось в Алжире или Вьетнаме 1950 годов – старательно замалчивались.

Так вот: в рамках данного представления идея о том, что комфортное положение «среднего человека» в западных странах обеспечивается – и обеспечивалось – через ограбление колоний и зависимых стран, оказывалось вполне естественным. Тем более, что оно реально подтверждалось историческими – например, только из Бенгалии англичане вывезли одних драгоценностей и золота на 1 млрд. ф. ст. за 15 лет. (Чтобы понять сумму, следует сказать, что на ту же Крымскую войну британцы потратили 60 млн. ф.ст., а, скажем, стоимость линейного корабля первого ранга в 1830 годах составляла от 80 до 110 тыс. ф. ст.) А ведь это только «прямой грабеж», и грабеж только одной – пускай и самой богатой – индийской провинции. Но ведь было и более «рациональное» использование данной страны – а точнее, выжимание из нее всех соков. Скажем, вывоз сырья по заниженным (а какие еще могут быть при подобных условиях) ценам – скажем, за первую половину 19 века одного хлопка-сырца было вывезено на 50 млн. ф.ст. Ну, а обратно завозилась готовая продукция, ради сбыта которой можно было уморить, например, два миллиона индийских ткачей – просто закрыв им возможность продавать свою продукцию. (Которая до того стоила дешевле, нежели фабричные британские ткани.)

* * *

Правда, уже в этом моменте мы можем увидеть один крайне интересный нюанс. Который, по сути, ломает всю вышеприведенную идею «золотого миллиарда», как некоей живущей за счет эксплуатации «Третьего мира» массы. Дело в том, что как раз во время упомянутого выше колониального разграбления Индии жизнь британского народа, как такового, оказывалась очень далекой от идеала. А точнее, наоборот: никогда простой англичанин не жил так плохо, как в то время, как его «хозяева» вывозили из далеких земель драгоценностей на сотни миллионов фунтов, и налаживали экспорт тканей на десятки миллионов ф.ст. Смешно – но до того момента, как колониальная администрация решила уморить индийских ткачей, последние жили лучше, нежели их английские собратья. В том смысле, что индийский ткач, имея доход 5-10 рупий в месяц, мог тратить на удовлетворение своих витальных потребностей не более 2 рупий. А британский рабочий при формально более высокой зарплате (5-8 шиллингов), отдавал за съем жилья (у индуса оно было свое), а так же покупку угля 3-6 шиллингов. Ну, и разумеется, цены на еду в Индии были много меньше, нежели в Англии.

В результате британский рабочий жил в условиях постоянной нищеты, голода и холода – и его уровень потребления был ниже не только уровня индийского ремесленника, но и российского крепостного крестьянина. Правда, как уже было сказано выше, британское владычество над Индией очень скоро изменило это соотношение – путем повышения налогов и навязывания своих товаров, но, разумеется, английскому рабочему от этого не похорошело. Богатели заводовладельцы и крупные торговцы – до низов общества их фантастические богатства просто не доходили. И только одна вещь оказалась способной изменить подобное положение. Это, разумеется, борьба рабочих за свои права. Вот она, действительно, стала крайне серьезным фактором улучшения жизни английских масс – в том смысле, что к концу 19 века реальная заработная плата рабочих в Англии выросла более, чем на 70%. (Если считать с 1830 годов, к которым и относятся все приведенные рассуждения.) При этом условия труда улучшались, среднее время работы было ограничено и даже начали вводиться определенные страховые выплаты. (Т.е., некие элементы «социального государства».)

Но все это было получено вовсе не из-за доброй воли британской элиты, по каким-то таинственным целям воспылавшей любовью и патриотическим единением с британским же рабочим классом. А исключительно из-за того, что рабочие более полувека – если считать с периода чартизма – вели упорную борьбу за возможность хоть как-то выживать в существующем мире. Создавали организации – профсоюзы, затем социал-демократические партии – устраивали забастовки, часто приводившие к столкновению с полицией. То есть – вырабатывали свою организацию, впоследствии ставшую эталоном для рабочих организаций по всему миру. Поскольку только таким образом они могли стать значимой силой для мира, где господствовали лица с доходами в десятки тысяч фунтов стерлингов и более. (При том, что, как уже было сказано, рабочие получали шиллинги.) Только тысячи, десятки тысяч, а потенциально – и миллионы людей, соединенные в один «громящий кулак», оказывались способными заставить «хозяев жизни» хоть как-то обратить внимание на их проблемы.

* * *

То есть, было бы ошибочно считать, что «хорошая жизнь» британского рабочего класса конца 19 века была связана с возможностью ограбления колоний. Впрочем, то же самое можно сказать и про любые другие страны. Намного ли улучшалась жизнь французского рабочего от того, что французские колонизаторы беспредельничали в Алжире или Индокитае? Странный вопрос: за исключением возможности завербоваться в колониальную армию, и сдохнуть где-нибудь на краю света от экзотической болезни или шальной пули, для простых французов никаких выгод от наличия Империи не было. (Собственно, именно поэтому они так легко приняли ее распад – вплоть до отделения «заморского департамента» при де Голле.) Ну, а про ту же Россию и говорить нечего – все ее огромные приобретения, начиная со Средней Азии и заканчивая несостоявшейся «Желтороссией» несли россиянам только увеличение проблем. (Которые давно уже разобраны и изучены так досконально, что нет смысла возвращаться к ним вновь.)

В общем, подводя итог, стоит сказать, что колониализм всегда и везде выступал благом исключительно для правящих классов. А для всех остальных… Ну, а для всех остальных он, в лучшем случае, оказывался «непересекающимся множеством» - как для английских рабочих начала 19 века. В худшем же народу предполагалось еще и «послужить» для защиты колоний от иных претендентов на их грабеж. (Разумеется, в колониальных войнах предпочитали использовать колониальные же войска, набранные из «добровольцев» и «туземцев». Однако кто сказал, что войны из-за колоний бывают только колониальные?) На этом фоне неудивительно то, что реальная поддержка колониальной политики среди представителей «титульной нации» обычно была крайне низкой – даже в Великобритании. Которая, опять-таки, снимала фантастические «сливки» с владения Индией – но при этом значительная часть депутатов Парламента (!) выступала за отказ от данного процесса. (Т.е., даже пресловутый "средний класс", который тогда имел влияние на политику - мелкая и средняя британская буржуазия - в реальности ничего хорошего во владении колониями не видела.)

Причем, оппозиция колониализму была настолько велика, что даже Дизраэли (!!!!) называл колонии «мельничным жерновом на шее государства» - впрочем, не переходя при этом ни к каким действиям для того, чтобы избавиться от «жернова». (Что прекрасно показывает различие между «популизмом» - т.е., попытками набрать «очки» у избирателей – и реальными интересами правящих классов. Для которого, разумеется, индийские владения имели несомненную ценность.)

Таким образом, можно сказать, что привычная нам картина – согласно которой «колонизаторская нация» шикует за счет ограбления колоний – к реальности имеет весьма малое отношение. В том смысле, что, конечно, существуют те, кто получает баснословные барыши от колониального грабежа – но вот народу от этого практически ничего не достается. Все это делает идею «золотого миллиарда» гораздо менее очевидной, нежели может показаться на первый взгляд. А точнее…

Впрочем, о том, что «точнее», будет сказано уже в следующей части.


This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

anlazz: (Default)
anlazz

April 2023

S M T W T F S
       1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 1112 13 14 15
16 17 1819 2021 22
23 24 2526272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 25th, 2025 12:58 am
Powered by Dreamwidth Studios